Фотосъёмка.Универсальный самоучитель

         

Золотых правил фотомодели


   1. Установить контакт с фотографом.
   2. Ликвидировать лишний макияж.
   3. Снять ненужные аксессуары и украшения.
   4. Оценить фон.
   5. Обратить внимание на окружающие предметы и обыграть их.
   6. Расслабиться.
   7. Войти в образ.
   8. Забыть про фотографа.
   9. Войти в кураж.
   10. Не выходить из него, пока фотограф не докажет, что у него больше нет пленки.



Способов снять напряжение перед объективом


   Давайте посмотрим, как обычно профессиональные фотографы избавляют модель от волнения перед объективом.
   1-й способ. РАССЛАБЛЕНИЕ. Обычно у каждой модели есть свои проверенные средства, при помощи которых она снимает стресс. Иногда бывает достаточно кружки горячего крепкого чая или кофе. Как правило, фотографы предлагают модели на выбор меню из имеющихся у них напитков и только после этого преступают к процессу фотосъемки.
   2-й способ. КОНТАКТ. Фотограф общается с моделью, устанавливает личный контакт. Цель такого общения – найти общий язык, снять скованность модели во время съемки. Как показывает практика, духовный контакт между фотографом и моделью иногда крайне необходим. Для этих же целей служит играющая во время сеанса легкая музыка, которая придает обстановке определенное настроение.
   3-й способ. СКРЫТАЯ КАМЕРА. Самый трудный. Фотосъемка скрытой камерой. Это делается для того, чтобы модель, не подозревающая, что ее снимают, вела себя непринужденно. Иногда для этого используется второй фотограф, снимающий на «американскую пленку», то есть фотоаппаратом без фотопленки. После такой ложной съемки у модели наступает расслабление, она облегченно вздыхает и невольно принимает естественное положение. Этот момент и запечатлевается на снимке. Первый фотограф с фотоаппаратом, снабженным длиннофокусной оптикой, снимает модель на нормальную пленку в те моменты, когда она не догадывается, что ее фотографируют. Этим же приемом пользуются и одиночные фотографы.
   Этот же принцип используется при таком способе фотосъемки, который называется «привычная камера». Фотограф постоянно находится на виду со своим аппаратом среди людей, и они постепенно привыкают к этому и перестают его замечать.
   4-й способ. ЗЕРКАЛЬНЫЙ. Фотограф устанавливает зеркало под объективом камеры или у себя за спиной, чтобы во время съемки неопытная модель могла сама контролировать выражение своего лица и позу и больше соответствовать собственным представлениям о себе.
   5-й способ. ДОМАШНИЙ. Некоторые фотографы предпочитают фотографировать не в студии, нейтральная обстановка которой вызывает нежелательные реакции модели, а в естественной для нее обстановке.
Речь идет в большей степени о репортажной съемке. Модель в окружении знакомых ей вещей или природы испытывает гораздо меньший стресс, чем при съемке в фотостудии.
   6-й способ. НАЕДИНЕ С СОБОЙ. Фотограф оставляет модель надолго в одиночестве в фотостудии наедине со своими мыслями. «Доктор Время» также хорошо снимает страх, хотя для этого надо набраться терпения.
   7-й способ. ОТВЛЕЧЕНИЕ. Модель можно занять каким-либо действием, тем самым отвлекая ее и не давая возможности контролировать себя.
   8-й способ. ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ. Экзотический, опасный, но дающий неожиданные результаты. Фотограф на глазах у модели бросается под колеса автомобиля приятеля, который об этом «подвиге» предупрежден заранее, и снимает ее в момент реакции на этот поступок. Такого выражения лица в фотостудии не получишь… 9-й способ. КОЛЛЕКТИВНЫЙ. Способ заключается в том, что модель приводит с собой на сеанс фотосъемки близкого человека. Но тут возможен и обратный результат.
   10-й способ. «ПОЙМИ МЕНЯ». Фотограф берет на себя роль человека с нечеткой дикцией и в таком состоянии объясняет модели, что от нее требуется. Естественно, она не может разобрать слов, а жесты столь разнообразны и выразительны, что их тоже трудно понять. Пытаясь разобраться в том, что от нее хотят, она начисто забывает обо всех своих страхах и комплексах.
   11-й способ. ПРИМЕР. Способ заключается в том, что фотограф на глазах у модели, пришедшей на съемку, снимает свою знакомую, которая не отличается ни внешними данными, ни раскованным поведением перед камерой. Наглядевшись на мучения фотографа, модель начинает работать в полную силу.
   12-й способ. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ. Суть способа в том, чтобы в момент съемки сказать совершенно не подходящее случаю слово или фразу, стараясь вызвать у модели улыбку или удивление.
   13-й способ. ВЫНУЖДЕННАЯ ИНИЦИАТИВА. Фотограф играет роль крайне молчаливого человека, из уст которого вылетают только короткие слова-команды. Во время съемки он молча наводит на модель камеру и также молча стоит и ждет.


Модель не понимает, что от нее требуется, пытается узнать это у фотографа, В ответ не получает ничего вразумительного. Ничего не добившись, ока начинает двигаться, пытаясь методом проб и ошибок выяснить, чего же все-таки от нее ждет фотограф.
   14-й способ. ЛЕСТЬ. Если у модели есть какие-то недостатки внешности, фотограф расхваливает их, чтобы у нее притупились комплексы по этому поводу, После такой психологической подготовки можно легко перейти к съемке.
   15-й способ. ПОХВАЛА. Противоположный предыдущему варианту, Фотограф концентрирует внимание модели на наиболее привлекательных частях ее внешности, чтобы ока забыла обо всем остальном.
   16-й способ. ФАНТАЗИЯ. Фотограф красочно рисует для модели фантастическую ситуацию или описывает место, в котором она якобы находится, После того, как она проникнется всем этим, приступает к фотосъемке.
   17-й способ. ПРИНЦИП ПОПУГАЯ. Фотограф просит модель повторять за собой скороговорки, стихи, речевки, кричалки (кому как нравится). В такой ситуации она уже не в состоянии контролировать свое тело, так как ее внимание переключено на повторение слов.
   18-й способ. ВНУШЕНИЕ. Фотограф говорит без умолку, «нагружая» модель самой разнообразной информацией. Это один из способов внушения, так как те короткие команды, которые фотограф вставляет между лавиной слов, не относящихся к делу, модель обычно выполняет беспрекословно.

Золотых правила фотографа


   1. Выбрать снимаемый сюжет.
   2. Установить контакт с моделью или сделать так, чтобы она вас в упор не видела.
   3. Снять с модели все лишнее и убрать ненужные предметы из ее рук.
   4. Учесть все объекты, попадающие в кадр. Лишние убрать или изменить точку съемки.
   5. Снять крышку с объектива.
   6. Проследить, чтобы пальцы не закрывали объектив и другие датчики.
   7. Оценить фон.
   8. Откорректировать границы кадра.
   9. Оценить внешность модели.
   10. Устранить недостатки внешности.
   11. Выстроить кадр с учетом законов композиции, позы и жестов
   12. Выставить освещение.
   13. Определить экспозицию.
   14. Оценить глубину резкости или скорость движения снимаемого объекта.
   15. Оценить контрастность снимаемого сюжета.
   16. Внести поправки в экспозицию.
   17. В последний раз оценить границы кадра и фон.
   18. Выдохнуть.
   19. Задержать дыхание.
   20. Нажать на спуск затвор.
   21. Вдохнуть.
   22. С безразличным видом принять слова восхищения по поводу сделанной фотографии.



Адаптация


   Человеческий глаз автоматически настраивается на освещенность предмета. Это называется адаптацией. Вспомните, когда вы переходите из светлого помещения в темное, сначала вы ничего не видите, но потом глаза привыкают, и вы начинаете различать внутренний интерьер.
   При ярком и сумрачном освещении зрение у человека работает по-разному, а в полутьме он перестает распознавать цвета. У фотоаппарата настройка на освещенность производится либо вручную, либо автоматически при помощи диафрагмы.



Аккомодация




   Человеческий глаз имеет свойство автоматически «наводиться на резкость» на тот предмет, на котором остановился взгляд. Это явление называется аккомодацией. У фотоаппарата аккомодация устанавливается либо вручную, либо автоматически. Но в любом случае такое понятие, как глубина резкости изображения, часто используется в фотоискусстве и фототехнике, Эта характеристика показывает, между какими границами, определенными дальним и ближним расстоянием от фотоаппарата, изображение будет резким, а за пределами этих границ – расплывчатым. Глубина резкости человеческого глаза очень мала, так как мы видим резко только тот объект, на котором остановили свой взгляд.



Асимметричное лицо


   В случае явной асимметричности лица модели съемка в фас не производится. Если все-таки это необходимо, то, за исключением документальной фотосъемки, обычно используется неравномерное освещение лица, чтобы скрыть асимметрию. При этом надо учитывать, что часть лица, которая освещена сильнее, будет казаться на снимке более широкой.
   Если один глаз модели больше другого, то иногда можно усилить этот недостаток чтобы зритель думал, что снимок так и задуман: прищур одного из глаз, подмигивание, расширенные от удивления глаза…
   Если нос расположен на лице асимметрично или основание его опущено, то модель лучше снимать в профиль или полупрофиль.



Библиография


   Klaus Fisher. Fotograf und model. Leipzig, 1969.
   Аллан Пиз. Язык телодвижений. Н. Новгород, 1992.
   Арбит A. E., Луговьер Д. А. Фотография и киносъемка в путешествии, М., 1988.
   Беляева-Экземплярская С. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия, М., 1996.
   Беседы К. С. Станиславского. М., 1952.
   Бондаренко В. M., Данилова М. В., Красильников И. H., Шелепин Ю. Е., Пространственное зрение. СПб. 1999.
   Бореев Ю. Эстетика, М., 1988.
   Булат В. Л. Оптические явления в природе. M., 1985.
   Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. Л., 1983.
   Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство фотопортрета. M., 1974.
   Гонт Л. Экспозиция в фотографии, М., 1984.
   Горина Г. С Моделирование формы одежды. М., 1980.
   Демидов В. Как мы видим то, что видим, М., 1979.
   Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов, М., 1997.
   Дыко Л. П. Основы композиции в фотографии. М., 1989.
   Зайцев А. Наука о цвете и живопись. М., 1986.
   Келот X. Э. Словарь символов. М., 1994.
   Килпатрик Д. Свети освещение. М., 1988.
   Курский Л. Д. Работа фотографа в павильоне. М., 1979.
   Курский Л. Д, Фельдман Я. Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке, М., 1991.
   Луговьер Д. А. Туризм и фотография. М., 1984.
   Луински X., Магнус М. Портрет. М,, 1991,
   Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб, 2001.
   Митчелл Э. Фотография. М., 1988.
   Михалкович В. И., Стигнеев В. Т., Поэтика фотографии. М, 1989.
   Панфилов И. Д. Фотографий и ее выразительные средства, М., 1981.
   Перельман Я. И. Занимательная физика. Книги 1 и 2. М., 1936.
   Престон-Мэфем К. Фотографирование живой природы. M., 1985.
   Сестры Сорины Презентация внешности, М., 1998.
   Таранов Л. Этот удивительно симметричный мир, M., 1982.
   Франц Фидлер. Портретная фотография. М., 1960.
   Хокипс Э., Эйвон Д. Фотография. Техника и искусство, М., 1986.
   Холмянский Л. М., ИзипановА. С. Дизайн, М., 1985.
   Шелепин Ю. E., Колесникова Л. H., Левкович Ю. И., Визоконтрастометрия. Л., 1985.
   Энциклопедический справочник. Фотография, Минск, 1992.



Близко посаженные глаза


   Близко посаженные глаза нефотогеничны, поэтому предпочтительнее проводить съемку в профиль.



Большие плечи


   Не годятся большие воротники. Рекомендуется зрительно расширять бедра за счет пышных юбок.



Большой нос


   Большой нос не так бросается в глаза на снимке, если установить фотоаппарат ниже уровня лица либо фотографировать в фас. Большой нос можно визуально скрыть, выбирая прически с волосами, зачесанными на лоб и щеки. Также подойдут распущенные волосы, либо собранные сбоку на затылке. Нежелательны прически с волосами на уровне мочек ушей, с проборами, мелкими завитками и тонкими локонами, а также строго геометрические.
   Крупный нос можно уменьшить, используя дли макияжа светло-коричневый тон и чуть более темную основу. На крылья носа и боковые поверхности носа наносится более темный тон, а на спинку – более светлый.



Большой живот


   Большой живот обычно трудно скрыть, поэтому лучше переносить зрительный акцент на линии плеч или груди, шею, голову. В одежде предпочтение отдается прямому или трапециевидному силуэту. Нельзя надевать плотно облегающие вещи, подчеркивающие живот, широкие пояса на талии. Скрыть большой живот поможет изображение модели в темной одежде на темном фоне. Модели-женщине удачным дополнением будет декольте.



Черно-белые фотопленки


   Хотя и считается, что век черно-белой фотографии миновал, он продолжается. Сейчас помимо обычных фотопленок, которые обрабатываются проявителем и фиксажем, есть в продаже и бессеребряные черно-белые пленки, которые проявляются по процессу С-41. Этот процесс создан фирмой «Кодак» и подходит ко всем пленкам других производителей, хотя у них есть и свои фирменные процессы проявления.
   Большинство современных черно-белых пленок имеет завышенную чувствительность, поэтому при съемке есть смысл пленку переэкспонировать, а потом немного уменьшить время проявления.



Чистка оптических поверхностей


   Пластмассовые, желатиновые, стеклянные фильтры лучше всего чистить потоком воздуха из баллончика или простой клизмы. Ни в коем случае нельзя дуть на них.
   Пластмассовые, желатиновые, стеклянные фильтры s зеркало в фотоаппарате, пластмассовые фокусировочные экраны нужно промывать (тереть нельзя!) бензином для зажигалок Zippo (Premium Lighter Fluid).
   Оптические поверхности объектива от пыли лучше очищать беличьей кисточкой. Протирка оптических поверхностей от жирной грязи производится глазной ватой, намотанной на стеклянную или пластмассовую палочку, смоченную бензином для зажигалок Zippo (Premium Lighter Fluid). Если грязь, попавшая на объектив, растворима в воде, то лучше воспользоваться дистиллированной водой.
   Бензин не должен погадать на резиновые поверхности и детали камеры, так как резина от этого портится и разрушается.
   Категорически запрещается сдувать потоком воздуха пыль с линз объективов, так как пыль может попасть внутрь корпуса.
   Чистый спирт необратимо растворяет разнообразные пластмассовые детали фотоаппарата, а также оставляет за собой трудно смываемый белый налет на всех поверхностях. А так как он плохо растворяет в себе жировые налеты, то им лучше не пользоваться, используя вместо этого бензин.



Чувственное восприятие окружающего мира


   При восприятии какого-либо человека, пейзажа в обычной обстановке вы используете кроме зрения слух, обоняние, осязание, вкус…
   Фотоаппарат не в состоянии донести эту информацию до зрителя. Это тоже является причиной того, что из кадра уходит то очарование, которое присутствовало при съемке.



Цветовой баланс фотопленки


   У цветной пленки есть такая характеристика, как цветовая температура (измеряется по шкале Кельвина) или цветовой баланс. Каждая цветная пленка рассчитана на использование с определенным источником света. Наилучшие результаты можно получить, если при выборе пленки принимать во внимание тип источника света, на который настроен цветовой баланс фотоэмульсии.
   Все цветные негативные пленки, предназначенные для фотолюбителей, сбалансированы для съемки при дневном свете или в помещении со вспышкой (цветовая температура 5500 градусов Кельвина).
   Если вы будете при искусственном освещении лампами накаливания снимать на пленку, сбалансированную для дневного освещения, снимки приобретут красно-оранжевые тока. При съемке при свете люминесцентных ламп цветовая тональность будет зеленоватой или голубоватой.
   Для цветовой коррекции применяются специальные фильтры, которые резко снижают чувствительность пленки, либо используются фотопленки, сбалансированные для искусственного освещения (3200-3400 К).
   Смешивать искусственное и естественное освещение не рекомендуется, так как предугадать результат съемки в этом случае не представляется возможным.



Диафрагма


   Диафрагмой называется механизм для регулирования действующего отверстия объектива (отверстие, которое своими размерами определяет размер светового потока, проходящего сквозь объектив). На объективе имеется ряд возрастающих чисел: 1,6; 2; 2,8; 4; 5.6; 8; 11; 16; 22; 32. Это шкала величины диафрагмы. Ее конструкция может быть различной (самые распространенные – ирисовые), но суть заключается в том, что, увеличивая или уменьшая отверстие, она плавно изменяет величину действующего отверстия объектива. Когда стоит наименьшее число, то отверстие диафрагмы открыто полностью и, соответственно, к светочувствительному слою проходит больше света; когда наибольшее число – отверстие минимальное.
   Диафрагма имеет самое непосредственное отношение к глубине резкости изображения на снимке: чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резкости изображения.



Длинная шея


   При длинной шее желательны прически с длинными волосами.



Длинное туловище


   У людей с длинным туловищем облегающие брюки только подчеркнут его длину. Вообще лучше носить одежду прямого или трапециевидного силуэта, изделия с завышенной линией талии или скрывающую ее естественную линию. Рекомендуемая длина юбки – немного ниже колена.



Длинные или короткие руки


   Если руки у модели длинные или короткие, следует избегать позы, в которой они свисают вниз. Лучше выбрать позу, в которой руки будут согнуты или находиться в таком положении, когда их размеры нельзя сравнить с пропорциями тела.



Длинный нос


   Длинный нос можно скрыть прической с волосами, зачесанными на щеки. Нельзя носить гладкие, а также зачесанные назад волосы и симметричные прически. Если прическа в профиль, особенно у женщин, повторяет по форме контур носа, то последний удлиняется. Прическа с главными линиями, уходящими к затылку, зрительно уменьшает длину носа, уводя от него взгляд. Если наклонить голову модели вниз, нос визуально значительно удлинится.



Двойная экспозиция


   Двойная экспозиция применяется для проработки неподвижных объектов, расположенных на пленэре, с сохранением эффекта ночи. Вначале фотоаппарат закрепляется и делается первый снимок в конце дни с большой недодержкой. Затем на этот же кадр делается второй снимок ночью с нормальной экспозицией. При этом необходимо обеспечить полную неподвижность фотоаппарата.



Двойной или многослойный подбородок, плавно переходящий в шею


   Скорректировать многослойный подбородок можно бородой (у мужчин) и прической. Сделайте высокую прическу, желательно с завитками или локонами на затылке и дисках.



«Естественные» источники искусственного света


   К «естественным» искусственным источникам света относятся любые бытовые и промышленные источники света: обычное электрическое освещение помещений, свет керосиновой лампы, автомобильных фар, огонь костра, спички, свечи, папиросы, свет промышленного оборудования, поток разливаемой стали… Хотя эти источники и не являются удобными для нужд фотосъемки, так как практически не подлежат изменению, на них распространяются все законы фотографии, касающиеся искусстве иного освещения. И их надо уметь применять, особенно при репортажной и художественной съемке.



Фиксирование объектов


   Фиксирование объектов применяется в случаях, если они должны быть резкими на снимке, а выдержка достаточно велика (больше 1/30 сек.) при съемке ночью или в условиях недостаточного освещения. В противном случае они будут «расползаться» по снимку, или выглядеть просто нерезкими. Поэтому моделей обычно просят не шевелиться, а к другим объектам применяют другие методы воздействия.



Физиология восприятия изображения


   Законы композиции существуют независимо от того, хотим мы этого или нет. Мы можем их применять, можем нарушать, но в любом случае мы имеем дело с законами природы, против которых человек, несмотря на все свои амбиции, бессилен. С другой стороны, на любом снимке в идеале не должно быть лишних деталей, а должно быть все согласованно, ритмично-упорядоченно. Случайный взгляд со случайной точки не интересен по сути.
   Прежде чем перейти непосредственно к описанию законов и принципов композиции, есть смысл остановиться на том, как мы видим то, что видим. Тем более что восприятие изображения человеком и фотоаппаратом имеет целый рад отличий, знать которые фотографу необходимо. Потом будет видно, как эти принципы реализуются в композиции.



Фокусное расстояние


   Фокусным расстоянием (главным) называется расстояние между оптическим центром объектива и светочувствительным слоем (при резкой наводке на удаленный объект). Другими словами, если объектив сфокусирован так, что находящийся очень далеко объект получается на светочувствительном слое резко (это называется наводкой на бесконечность), то расстояние между плоскостью диафрагмы объектива и светочувствительным слоем будет равно фокусному расстоянию данного объектива. Фокусное расстояние выражается в сантиметрах (или в миллиметрах). От его величины зависят светосила и глубина резко изображаемого пространства, масштаб изображений объектов.
   Для малоформатного кадра 24x36 мм нормальным является фокусное расстояние в 50 мм. Объективы с таким фокусным расстоянием называются штатными. Изображение на фотографии, полученное таким объективом, соответствует по пропорциям и размерам тому, что мы видим глазами. Объективы с большим фокусным расстоянием, которые называются длиннофокусными, приближают изображение, одновременно сокращая расстояние между разноудаленными объектами и уменьшая при этом угол зрения. То есть они действуют подобно биноклю. Чтобы узнать примерное увеличение объектива, по аналогии с биноклем, надо фокусное расстояние объектива разделить на фокусное расстояние штатного объектива – 50 мм.
   Например, у вас есть объектив с фокусным расстоянием 300 мм, Чтобы узнать, во сколько раз он увеличит изображение, выполним арифметический подсчет: 300:50 = 6. То есть объектив даст шестикратное увеличение изображения.
   Объективы с фокусным расстоянием меньше 50 мм дают уменьшенное изображение, но обладают большим углом зрения. Такие объективы называются широкоугольными. При фокусном расстоянии меньше 30 мм по краям кадра становятся видимыми оптические искажения. Объективы с фокусными расстояниями около 10 мм называются «рыбий глаз». Их угол зрения составляет почти 180 градусов, а получаемое изображение скомпоновано в сферу.

 

   Снимок сделан широкоугольным объективом.
Перспектива увеличена, объекты выглядят немного меньше, чем на самом деле, а расстояния между ними увеличены.

 
   Снимок сделан штатным объективом. Перспектива и расстояния объектами адекватны нашему зрительному восприятию натуры.

 
   Снимок сделан длиннофокусным объективом, Объекты выглядят крупнее, расстояние между уменьшено.

 
   Ручной способ определения границ кадра:

 
   1. Угол поля зрения 4-5 градусов, что соответствует углу зрения объектива с фокусным расстоянием в 500 мм.

 
   2. Угол поля зрения 10-12 градусов, что соответствует углу зрения объектива с фокусным расстоянием в 200 мм.

 
   З. Угол поля зрения 15-18 градусов, что соответствует углу зрения объектива с фокусным расстоянием в 130 мм.

 
   4. Угол поля зрения 40-50 градусов, что соответствует углу зрения объектива с фокусным расстоянием в 50 мм.

 
   5. Угол поля зрения 90-100 градусов, что соответствует углу зрения объектива с фокусным расстоянием в 18 мм.

 
   Для других форматов кадра фокусное расстояние объектива будет другим. На современных цифровых камерах дается реальное фокусное расстояние объектива и обычно всегда указываются соответствующие значения по аналогии с обычной малоформатной пленкой с размером кадра 24x36 мм.
   Если вы применяете при съемке сменные объективы с различным фокусным расстоянием, то для примерного определения границы кадра по его длинной стороне можно воспользоваться показанным на рисунке способом. Руки надо держать на максимальном расстоянии от глаз. В последнем, пятом случае, большие пальцы должны касаться кончика носа. Фотоаппараты более высокого класса могут иметь зум-объектив (zoom), позволяющий в определенных пределах плавно изменять фокусное расстояние, как бы приближая или удаляя объект съемки. Фактически такой объектив заменяет одновременно несколько объективов.
   Но объективами с очень большими изменениями фокусных расстояний, например, 28-300 мм, практически невозможно получить удовлетворительных снимков из-за низкого качества оптической системы.


Фон


   При съемке любых сюжетов необходимо самое пристальное внимание обращать на фон. Как бы хорошо ни был снят объект, фон может все испортить. Поэтому необходимо перед моментом съемки обратить внимание на задний план: нет ли там посторонних объемов, могущих повлиять на композицию снимка. При цветной съемке любое яркое цветовое пятно может испортить весь кадр. В любом случае на фотографии объект изображается энергичнее, чем фон, даже если они находятся в едином линейном и тональном ключе.



Фотографическая широта фотопленки


   Это понятие характеризует способность пленки воспроизводить с одинаковой контрастностью различные по яркости участки изображения. Чем больше фотографическая широта пленки, тем больше ошибок в определении экспозиции она допускает без потери качества.



Фотогрфические пленки


   Несмотря на наступление эры цифровой фотографии, фотопленки пока прочно удерживают свои позиции, и это будет продолжаться еще довольно долго. Дело в том, что только сейчас цифровая фотография подошла к тому качеству изображения, которое дает фотографическая пленка. А учитывая большую стоимость как самой техники, так и расходных материалов, фотопленка еще послужит армии фотолюбителей и профессионалов.
   Любые фотопленки имеют ряд характеристик, в которых необходимо разбираться.
   На упаковке обычно указывается величина светочувствительности пленки, процесс, по которому ее надо проявлять (обычно это С-41 или Е-6), и количество кадров (обычно 12, 24 или 36). Самой распространенной на сегодняшний день является пленка шириной 35 мм, перфорированная с обеих сторон. Она продается заправленной в металлические одноразовые кассеты, оснащенные DX-кодом. Стандартная длина этих пленок – 12, 24 и 36 кадров размером 24х36 мм. На упаковке указано количество рабочих кадров, а для заправки в аппарат дополнительно выделено 4 кадра в начале пленки (они обозначены, например, как «ХХ», «X», «0», «00») и один кадр – в конце пленки (обозначен как «Е») На использование этих пленок рассчитано большинство как профессиональных, так и любительских фотоаппаратов.



Фотокамера


   Сама фотокамера представляет собой светонепроницаемый корпус, в который вмонтированы гнездо для крепления объектива, затвор, механизм перемотки пленки (или ПЗС-матрица с устройством записи информации), видоискатель, гнездо для крепления фотовспышки («горячий башмак»). В некоторых аппаратах также имеются встроенные экспонометры, электронные средства автоматизации процесса съемки.
   Камеры, в которых все параметры фотосъемки устанавливаются вручную, называются механическими. Они пользуются большой популярностью у профессиональных фотографов, так как универсальны и независимы от источников питания. Но работа с ними предполагает наличие знаний, навыков и опыта. Поэтому тем, кто хочет стать фотографом-профессионалом, лучше начать именно с такой камеры.
   Камеры, в которых те или иные процессы автоматизированы, называются полуавтоматическими или автоматическими.
   Современные профессиональные камеры, оснащенные всяческой автоматизацией и электроникой, также могут работать в ручном режиме. Но наибольшее распространение получили фотоаппараты класса P&S (Point&Shoot: навел-и-снял), еще называемые за характерную форму «мыльницами». Они обычно сделаны из пластмассы, включая и простейший объектив. Многие имеют малый ресурс, как правило, до двадцати пленок. Более серьезные мыльницы имеют стеклянный объектив, высокую степень автоматизации съемки, но при этом их предназначение остается характерным для класса P&S. Для серьезной фотосъемки они не применяются, так как влияние фотографа на процесс фотосъемки обычно минимально и заключается лишь в том, чтобы навести аппарат на объект съемки и нажать на затвор. Тем более что они являются, по сути, однопрограммными аппаратами, то есть аппаратами, у которых экспонометр устанавливает сразу оба параметра: выдержку и диафрагму. Таким образом, фотограф лишается подавляющего большинства возможностей влиять на результат съемки.



Фотовспышки


   Фотографическая вспышка представляет собой импульсный источник света, который горит очень короткое время – сотые доли секунды. Она позволяет снимать любые объекты в условиях недостаточной освещенности. Так как длительность светового импульса очень мала, то движение объекта съемки или сотрясение фотоаппарата во время нее не приводит к «смазыванию» изображения. Свет вспышки по спектральному составу очень близок к солнечному, поэтому позволяет использовать любые пленки, сбалансированные для дневного освещения. К тому же малогабаритность и автономность (срабатывание от одного комплекта батареек или источников питания до нескольких сотен раз) делает ее незаменимой в арсенале фотографа.
   Как и любой прибор, фотовспышки имеют свои основные характеристики, которые необходимо знать и уметь их применять на практике.



Фронтальная, боковая (диагональная) композиция


   При фронтальной композиции обычно основные линии и оси объекта расположены параллельно границам кадра. При этом зрителю видна только одна из плоскостей, ограничивающих объемные предметы, находящиеся в центре кадра. При этом главные оси элементов картины – фигур, предметов, сооружений, расположенных в поле зрения объектива, – совпадают с осью всей фотографической картины. Такие снимки в фотографии используют в основном при технической съемке, чтобы показать конструкцию или вид того или иного объекта. Эта же композиция используется при съемке людей на документы.
   Чтобы показать объемность предметов, в основном используется боковая композиция, когда на снимке одновременно видны другие плоскости объекта, Это позволяет более полно показать саму форму предмета и создать ощущение объема и пространственной перспективы на снимке.



Гарантирование результатов съемки


   Чтобы не было мучительно больно за неудачную съемку, в особо ответственных случаях надо выполнять небольшие правила предосторожности.
   Брать для гарантии два фотоаппарата.
   Брать два лишних комплекта батареек для фотоаппаратов и вспышек.
   Брать черно-белую фотопленку на случай отказа вспышек или отсутствия энергии.
   Также надо учитывать место съемки. В любых торжественных и не очень случаях фотограф должен находиться всегда впереди. Во время проведения торжественных и традиционных ритуалов фотограф должен свободно перемещаться вокруг снимаемых объектов, так как он является лицом, которое в силу возложенных на него обязанностей является свободным от обязательных для всех ритуальных традиций и поведения.



Глубоко посаженные глаза


   Если у модели глубоко посаженные глаза, то при фотосъемке следует избегать верхнего освещения – при нем надбровные дуги скрывают глаза в тени.



Голографичность зрения


   Наше зрение имеет свойство «мысленно» продолжать контур предмета после его пересечения другими предметами. Положите на книгу линейку, а контур книги все равно будет восприниматься совершенно отчетливо. Этот эффект широко используется в эротической фотографии, которая является искусством намека. Глаз видит границу контура там, где ее нет и в помине.
   Это наглядно демонстрирует оптический эффект, когда мы видим линии там, где они отсутствуют.

 

   Эффект продления контура



Границы кадра и обрамление сюжета на снимке


   Границы кадра являются основной «головной болью» любого фотографа после оценки фона. Неудачными границами можно испортить самый хороший кадр.
   Во-первых, кадр представляет собой для фотографа «палитру художника», на которой он выстраивает свою композицию.
   Во-вторых, при съемке людей, обрезав им ступни ног, кисти рук и верхушку головы, и при самом удачном раскладе снимок вы испортите.

 

   Акцент на парусах

 

   Обрезка частей тела модели на снимке

 
   Ноги лучше обрезать чуть ниже колена или по верхней части бедра. Руки – до плеча, голову лучше не трогать.
   В-третьих, используйте «подручные средства», – ветки, окна, дверные проемы, детали интерьера и так далее, – нужно сделать обрамление сюжета на снимке для акцентирования внимания зрители на смысловом центре кадра. Но обрамление не должно быть главным элементом фотографии.



Х-образные или о-образные ноги


   При Х-образных или О-образных ногах брюки не должны повторять форму ног, поэтому необходимо избегать фасонов клеш от колен. Юбка должна закрывать колени.



Худая фигура


   При худой фигуре нужно использовать светлые и теплые тона, зрительно увеличивающие объем тела, а также применять ткани с широкой поперечной полоской или с частыми и узкими продольными линиями. Нельзя обтягивать или оголять те участки тела, которые кажутся особенно худыми. Лучше использовать в меру облегающий силуэт одежды в комбинации с пышными, увеличивающими объем деталями. Нужно подчеркивать лишь выигрышные элементы: тонкую талию, длинную стройную шею и т, д. Нельзя носить прически в виде шиньона, гладкие или очень короткие стрижки.



Худые ноги


   С худыми ногами можно сниматься в профиль, присев на краешек стула. Такая поза визуально увеличит объем бедер ног. Если худые ноги правильной формы, то подойдут чулки светлого или телесного цветов, а также другие цвета теплых тонов. Можно надевать колготки из шерстяной пряжи, с крупным рисунком или орнаментом, а также лосины из объемного трикотажа.



Инвариантность


   У зрения человека есть свойство, называемое инвариантностью, то есть способностью человека видеть и опознавать объекты вне зависимости от их размеров, зеркального отображения, расстояния до них. При этом если изображение повернуть на угол более 15 градусов, то начинает действовать логическая обработка изображения, мозг мысленно поворачивает картинку в нормальное положение. Это происходит со скоростью примерно 60° в секунду. То есть перевернутое вверх ногами изображение зритель распознает не менее чем через три секунды.



Искусственные источники света


   К искусственным источникам света, которые активно применяются в фотографии, относятся: электрические лампы накаливания (нормальные осветительные лампы и предназначенные для съемок фотолампы), люминесцентные лампы (используются редко), вспышки.
   Действие электрических ламп накаливания основано на том, что вольфрамовая нить, помещенная в безвоздушную или наполненную инертным газом стеклянную колбу, под действием электрического тока раскаляется и излучает свет.
   Светоотдача повышается с увеличением мощности ламп. Но и здесь есть небольшие нюансы. Например, 100 ламп по 10 ватт потребляют такую же мощность, как одна лампа в 1000 ватт, но так как их светоотдача мала, они дадут световой поток почти втрое меньший, чем одна лампа в 1000 ватт. Хотя для нужд фотосъемки, о чем будет рассказано далее, первый вариант предпочтительнее.
   Также надо не забывать, что по мере эксплуатации лампы ее светоотдача постепенно уменьшается, иногда на четверть от первоначальной величины. Колебания напряжения электрической сети влияет на спектральный состав светового потока. Например, повышение нормального напряжений сети на 10 процентов увеличивает светоотдачу лампы почти в полтора раза, при этом цветовая температура излучения возрастает. Падение напряжения на 16 процентов вдвое уменьшает светоотдачу, а цветовая температура падает.
   Люминесцентные лампы как фотографические источники света используются мало, так как очень сложно подобрать для них сбалансированную по цветовой температуре пленку или светофильтр.
   Про вспышки уже говорилось, что их свет можно отнести к естественному освещению, но закон обратных квадратов и зависимость освещенности от мощности действует и для них.



Искусственный свет


   Его визуальное восприятие с точки зрения фотографии вызывает множество проблем, о которых надо знать и уметь их решать.
   Как уже говорилось, глаз человека адаптируется к уровню освещения. Когда вы входите из темноты в хорошо освещенное электричеством помещение, вам кажется, что в нем светло, как днем. Однако в действительности освещенность в этом помещении в несколько тысяч раз (!) слабее, чем в солнечный день под открытым небом. Для того чтобы в небольшом помещении площадью 40 квадратных метров и высотой 4,5 метра создать такую же освещенность, как в полдень под непосредственными лучами открытого солнца, понадобилось бы 12 500 электроламп по 100 ватт каждая. Все четыре стены и потолок помещения были бы сплошь усеяны электрическими лампами, отстоящими одна от другой на ширину спичечной коробки.
   Потолок, освещенный большим количеством люминесцентных ламп, кажется очень светлым. Но если вынести люминесцентные лампы на солнечный свет, то с трудом можно будет определить, включены они или нет. Никогда не пытайтесь оценить освещенность в помещении на глаз.
   Поэтому экспозиция при искусственном освещении возрастает в сотни раз по сравнению с естественным освещением, и при фотографировании обычно используются более мощные электролампы, чем для нормальных осветительных целей.
   Цвет и непрерывность искусственного света также невозможно определить на глаз. То, что мы видим непрерывный свет, обусловлено особенностями нашего зрении. В нем могут быть скрыты разрывы непрерывности – моменты темноты. Например, та же люминесцентная лампа мерцает с частотой электросети (50-60 Гц). Световой импульс от лампы-вспышки кажется мгновенным, однако он продолжается а течение сравнительно длительного времени. Яркий пример – съемка экрана телевизора. Мы видим на нем непрерывное изображение, которое на самом деле меняется двадцать пять раз в секунду. Поэтому при съемке необходимо использовать выдержки длиннее 1/30 секунды, иначе на экране на снимке получаются полосы развертки.
   При работе с искусственным освещением следует различать яркость источника света и освещенность объекта фотографирования.


    Освещенность предмета съемки прямо пропорциональна яркости источника света: если яркость света увеличить в 2 раза, то и освещенность предмета увеличится вдвое (при одном и том же расстоянии между источником света и объектом). При искусственном освещении объектов съемки освещенность в значительной мере зависит от расстояния между источником света и предметом съемки.
   С другой стороны, освещенность предмета зависит от расстояния между объектом съемки и источником освещения. Это формулируется так: относительная освещенность точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния.
   На практике закон обратных квадратов означает следующее:
   – при увеличении расстояния в два раза между объектом съемки и источником освещения, освещенность уменьшается в четыре раза;
   – при увеличении расстояния в три раза между объектом съемки и источником освещения освещенность уменьшается в девять раз;
   – при уменьшении расстояния в два раза между объектом съемки и источником освещения, освещенность возрастает в четыре раза.
   Так, освещенность объекта лампой в 1000 ватт, которая находится вдалеке от него, может быть равной освещенности объекта лампой в 25 ватт, которая находится возле него.


Использование крупного плана (фрагмента)


   Крупный план в фотографии используется очень часто. При съемке портрета, в том числе в жанре «ню», таким образом показывается красота какой-либо части тела модели, или исправляются недостатки внешности. При фотографировании других объектов таким образом подчеркивается красота или композиционное решение какого-либо контура или фактуры. Большой популярностью пользуется макросъемка, позволяющая разглядеть то, на что мы в реальной жизни не обращаем внимания.
   Главное – это показать интересную линию, ритм или другие композиционные элементы. Также можно сделать интересные снимки за счет необычной точки съемки, ракурса или освещения.



Использование нижней точки съемки


   Нижняя точка съемки в фотографии используется довольно широко, и при этом предусматривает целый ряд целей.
   Во-первых, при съемке детей, животных, других набольших объектов, «опустившись до их уровня», можно получить довольно интересные и реальные снимки, наиболее полно отражающие мироощущение наших «братьев меньших».
   Во-вторых, для чисто психологического возвеличивания объекта съемки: по собственному жизненному опыту мы ощущаем невольное уважение к тому, что больше и выше нас.
   В-третьих, для искажений пропорций объектов съемок (чтобы визуально увеличить его нижнюю часть и сократить верхнюю).