Модель композиции приложения
Модель композиции используется на ранней стадии конструирования ПО, когда:
q рассматривается макетирование пользовательских интерфейсов;
q обсуждается взаимодействие ПО и компьютерной системы;
q оценивается производительность;
q определяется степень зрелости технологии.
Модель композиции приложения ориентирована на применение объектных указателей.
Объектный указатель — средство косвенного измерения ПО, для его расчета определяется количество экранов (как элементов пользовательского интерфейса), отчетов и компонентов, требуемых для построения приложения. Как показано в табл. 2.15, каждый объектный экземпляр (экран, отчет) относят к одному из трех уровней сложности. Здесь места подстановки измеренных и вычисленных значений отмечены прямоугольниками (прямоугольник играет роль метки-заполнителя). В свою очередь, сложность является функцией от параметров клиентских и серверных таблиц данных (см. табл. 2.16 и 2.17), которые требуются для генерации экрана и отчета, а также от количества представлений и секций, входящих в экран или отчет.
Таблица 2.15. Оценка количества объектных указателей
Тип объекта | Количество | Вес |
| Итого | |||||||
Простой | Средний | Сложный | |||||||||
Экран | 0 | х1 | х2 | х3 | = 0 | ||||||
Отчет | 0 | х2 | х5 | х8 | = 0 | ||||||
3GL компонент | 0 | х10 | = 0 | ||||||||
Объектные указатели | = 0 |
Таблица 2.16. Оценка сложности экрана
Экраны | Количество серверных (срв) и клиентских (клт) таблиц данных | ||||||
Количество представлений | Всего < 4
(< 2 срв, <3клт) | Всего < 8
(2-3 срв, 3-5 клт) | Всего > 8
(>3срв, >5клт) | ||||
<3 | Простой | Простой | Средний | ||||
3-7 | Простой | Средний | Сложный | ||||
>8 | Средний | Сложный | Сложный |
Таблица 2.17. Оценка сложности отчета
Отчеты | Количество серверных (срв) и клиентских (клт) таблиц данных | ||||||
Количество представлений | Всего < 4
(< 2 срв, < 3 клт) | Всего < 8
(2-3 срв, 3-5 клт) | Всего > 8
(>3срв, > 5 клт) | ||||
0 или 1 | Простой | Простой | Средний | ||||
2 или 3 | Простой | Средний | Сложный | ||||
>4 | Средний | Сложный | Сложный |
После определения сложности количество экранов, отчетов и компонентов взвешивается в соответствии с табл. 2.15. Количество объектных указателей определяется перемножением исходного числа объектных экземпляров на весовые коэффициенты и последующим суммированием промежуточных результатов.
Для учета реальных условий разработки вычисляется процент повторного использования программных компонентов %REUSE и определяется количество новых объектных указателей NOP:
NOP = (Объектные указатели) х [(100 - %REUSE) /100].
Для оценки затрат, основанной на величине NOP, надо знать скорость разработки продукта PROD. Эту скорость определяют по табл. 2.18, учитывающей уровень опытности разработчиков и зрелость среды разработки.
Проектные затраты оцениваются по формуле
ЗАТРАТЫ = NOP /PROD [чел.-мес],
где PROD — производительность разработки, выраженная в терминах объектных указателей.
Таблица 2.18. Оценка скорости разработки
Опытность / возможности разработчика |
Зрелость / возможности среды разработки |
PROD |
Очень низкая |
Очень низкая |
4 |
Низкая |
Низкая |
7 |
Номинальная |
Номинальная |
13 |
Высокая |
Высокая |
25 |
Очень высокая |
Очень высокая |
50 |