Технологии разработки программного обеспечения

         

Ассоциации классов


Ассоциация обозначает семантическое соединение классов.

Пример: в системе обслуживания читателей имеются две ключевые абстракции — Книга и Библиотека. Класс Книга играет роль элемента, хранимого в библиотеке. Класс Библиотека играет роль хранилища для книг.

Рис. 9.10. Ассоциация

Отношение ассоциации между классами изображено на рис. 9.10. Очевидно, что ассоциация предполагает двухсторонние отношения:

q       для данного экземпляра Книги выделяется экземпляр Библиотеки, обеспечивающий ее хранение;

q       для данного экземпляра Библиотеки выделяются все хранимые Книги.

Здесь показана ассоциация один-ко-многим. Каждый экземпляр Книги имеет указатель на экземпляр Библиотеки. Каждый экземпляр Библиотеки имеет набор указателей на несколько экземпляров Книги.

Ассоциация обозначает только семантическую связь. Она не указывает направление и точную реализацию отношения. Ассоциация пригодна для анализа проблемы, когда нам требуется лишь идентифицировать связи. С помощью создания ассоциаций мы приводим к пониманию участников семантических связей, их ролей, мощности (количества элементов).

Ассоциация один-ко-многим, введенная в примере, означает, что для каждого экземпляра класса Библиотека есть 0 или более экземпляров класса Книга, а для каждого экземпляра класса Книга есть один экземпляр Библиотеки. Эту множественность обозначает мощность ассоциации. Мощность ассоциации бывает одного из трех типов:

q       один-к-одному;

q       один-ко-многим;

q       многие-ко-многим.

Примеры ассоциаций с различными типами мощности приведены на рис. 9.11, они имеют следующий смысл:

q       у европейской жены один муж, а у европейского мужа одна жена;

q       у восточной жены один муж, а у восточного мужа сколько угодно жен;

q       у заказа один клиент, а у клиента сколько угодно заказов;

q       человек может посещать сколько угодно зданий, а в здании может находиться сколько угодно людей.

Рис. 9.11. Ассоциации с различными типами мощности

 



Содержание раздела