Иллюстрированный самоучитель по введению в экспертные системы


Обратное прослеживание и множество контекстов - часть 7


;; BACK - откат в точку возврата

;; QUIT - прекращение процесса.

;;Поле prior может содержать идентификатор

;;объекта world, обработанного перед тем,

;;как был создан данный объект, и с которым данный

;;объект может потенциально конфликтовать.

;;В поле context сохраняется текущий контекст

;;анализируемого операнда дизъюнкции,

(deftemplate world

(field tag (type INTEGER) (default 1))

(field scope (type SYMBOL) (default truth))

(field task (type SYMBOL) (default check))

(field prior (type INTEGER) (default 0))

(field context (type INTEGER) (default 0)) )

Теперь разработаем правила, которые будут выполнять перечисленные выше операции. Кроме того, нужно внести некоторые изменения и в правила, разработанные для прежней версии программы.

Выявление противоречий

В процессе решения задач о правдолюбцах и лжецах могут быть обнаружены логические противоречия двух типов:

  • между высказываниями в одном и том же "мире", но, возможно, в разных контекстах дизъюнктивного утверждения;

  • между высказываниями в разных "мирах".

Для анализа вариантов возникновения противоречий целесообразно разработать четыре правила. Разобьем первую из указанных ситуаций на два случая:

  • обнаруживается противоречие между предположением и высказыванием, которые существуют в одном и том же контексте (например, если из предположения Т(А) непосредственно следует заключение F(A), как в заявлении персонажа A: F(A));

  • обнаруживается противоречие между предположением и одним из дизъюнктов составного высказывания, как в заявлении персонажа А: 1\В) v F(A).

Ситуацию, когда противоречие существует между высказываниями в разных "мирах", тоже можно разделить на два случая:

  • текущий "мир" рассматривается в предположении, что персонаж говорит правду (в поле scope объекта world содержится значение truth);

  • текущий "мир" рассматривается в предположении, что персонаж лжет (в поле scope объекта world содержится значение falsity).

Если, предположив правдивость персонажа, программа обнаружит противоречие, она должна проанализировать и следствие из противоположного предположения — что персонаж лжец.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин